«В 1918-м я пытался пересмотреть те художественные основы, на которых базировался дореволюционный архитектор. <…> Тогда же мною были выдвинуты некоторые теоретические положения в архитектурном проектировании, в частности теория движения в архитектуре и теория построения архитектурных организмов», – 90 лет назад рассказывал о себе архитектор Илья Голосов в пилотном выпуске журнала «Архитектура СССР». Издание было главным печатным органом советского Союза архитекторов. В этом году исполнится 140 лет со дня рождения талантливого мастера, работавшего в стиле символического романтизма и конструктивизма. Среди наиболее известных его проектов – конный завод в Останкине, Дворец труда в Москве, Дом текстиля, Электробанк, Дом культуры имени Зуева и другие знаменитые столичные постройки. Всё в том же номере журнала о своих работах Илья Голосов писал так: «Мой лозунг: новая свободная форма, закономерное её образование, решительный учёт её художественного значения для современного человека». Он критиковал слепое подражание почерку Корбюзье и механическое перенесение классических форм в современную архитектуру. Примечательно, что даже спустя 90 лет с момента создания отечественного Союза архитекторов о работах зодчего и его профессиональных взглядах по-прежнему можно узнать от первого лица – например, в его авторской статье «Мой творческий путь». Она опубликована на 25-27 страницах оцифрованного выпуска журнала «Архитектура СССР» за 1933 год. Ознакомиться с ним можно в архиве библиотеки Totalarch по ссылке: http://science.totalarch.com/magazine/a_ussr/architecture_ussr_1933_01.pdf. Фото: http://famous.totalarch.com/i_golosov